Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной
музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в
звуках, не надо ничего специально знать и уметь.
Когда
человек впервые извлёк музыкальный звук? Наверное, этого не знает никто.
Сначала первобытные люди при пении просто отбивали ритм ладонями. Потом
придумали трещотки, колотушки и погремушки.
Удивительный мир звуков, окружающих нас. И каждый
может стать музыкой, надо только постараться её услышать. Фантазия и
воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые предметы: «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных
фломастеров», «Вальс волшебной кисточки». Даже совсем маленькие дети
способны импровизировать: обычные рыболовные колокольчики «разговаривают» друг
с другом, коробочки с крупой могут рассказать, как в морозный денек скрипит под
ногами снег, в легком постукивании карандашом по столу можно услышать
незатейливую песенку дождика.
Спонтанные исследования звучащего мира малышом
продолжаются несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и
мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие
звуки, извлекаемые пальцем из нижней губы, мешочек с орехами и т.д.
Музыкальные инструменты очень притягательны
для детей, и они хотят играть сами; дети познают мир через игру,
поэтому нужно им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые,
- погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки,
колокольчики.
Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с
детьми. Ведь все, что нас окружает, может звучать:
ü пустая картонная коробка с
деревянными палочками – барабан;
ü пластмассовая коробочка или футляры
из-под яиц (киндер-сюрприз), наполненные любой крупой, –
это погремушка, маракас;
ü пустая баночка из-под йогурта,
внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;
ü трубочки для коктейля разного
размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не
только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать
взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.
Используя самодельные инструменты, дети лучше
понимают, откуда берется звук, и легче находят способы звукоподражания
сказочным персонажам, звукам природы, животным:
·
барабан –
это гремит гром или идет медведь;
·
колокольчик
– капли дождя, капель;
·
шуршание бумаги
– ветер или падающие листья;
·
расческа –
жужжание пчел;
· пластмассовый
стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки;
·
терка с
наперстком – звук пилы.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и
исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая
рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается
радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Если ваш
ребенок, как и большинство других детей, обожает шуметь, стучать и барабанить,
направить его «шумную» энергию в творческое русло можно, сделав своими руками
маленькому музыканту домашний оркестр. Вот какие могут получиться музыкальные
инструменты:
Палочки – стучалочки. Со старых деревянных флажков снять ткань, и деревянные
палочки превращаются в музыкальный инструмент, который отбивает ритм.
Бубенчики. Вырезать середину в бутылке
из-под шампуня. На резинку надеть железные крышечки от бутылок. Резинку
закрепить внутри бутылки с разных сторон.
Гитара из обувной коробки. Берем прямоугольную коробку, в центре крышки острым
ножом вырезаем круглое отверстие. Крышку клеим к основанию. Потом берем десяток
резиночек (можно купить в хозяйственном магазине), разных по цвету и ширине, и
натягиваем их поперек отверстия. Для лучшего звучания подложите прямо у
отверстия под резиночки небольшой кусочек толстого картона – так, чтобы струны
были слегка приподняты над коробкой. И не забудьте разрисовать гитару. Можно
сделать это вместе с ребенком. Кстати играть на такой гитаре можно чем угодно:
и руками, и ложкой, и карандашом.
Маракасы. Берем небольшие пластиковые
бутылки из-под водички и заполняем их горохом, фасолью, гречкой,
пуговицами, бисером, в общем, всем, на что способна ваша фантазия. Бутылки с
содержимым закрываем очень плотно, чтобы маленький шалун не открыл и не проглотил
мелкие предметы, которые мы насыпали. Звук у маракасов получается разным, в
зависимости, от наполнения.
Духовой инструмент «Буль-Буль». В пластиковую бутылку или стакан наливаем до
половины воды. Затем даем ребенку соломинку для коктейля с большим сечением.
Инструмент готов. По сигналу дирижера (папа или бабушка) карапуз будет булькать
в такт. Отлично развивает чувство ритма.
Ксилофон. Эта
игрушка немного сложнее предыдущих. Зовем на помощь папу или дедушку. Нам
понадобится одежная вешалка с плечиками, рыболовная леска, или тонкие
капроновые нитки. Теперь берем болты, винтики, ключи, маленькие ложки, т.е. все
металлическое, что есть под рукой. Затем привязываем леску к металлическим
предметам и подвешиваем их к вешалке. Играть на таком ксилофоне малышу будет
интересно столовой ложкой.
Барабан. У вас на кухне случайно не
завалялась старая кастрюля? Вроде и не нужна, и выбросить жалко. Подарите ее
крохе. Вместе превратите кухонную утварь с помощью клеенки и скотча в
прекрасную и полезную вещь – барабан.
Изготовление
музыкальных инструментов вместе с детьми своими руками – это очень интересно,
захватывающе и увлекательно! Желаем Вам интересных творческих игр и вдохновения
для музыкальных импровизаций!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий